Событие: Выставка "Искусство чая" в Йельском университете

Хотя современная индустриализация в Азии оказал огромное влияние на искусство, равно как и на все остальное, глубоко укоренившиеся культурные традиции остаются, как принято считать, неизменными. Даже сегодня, значение чайной церемонии в Японии невозможно переоценить.

Традиции предполагаются как вещь крайне укоренившаяся в обществе и культуре, не подвергаются коренным переменам. Но, как показывает красивая и запоминающаяся выставка "Чайная Культура Японии. Чайная церемония: Прошлое и настоящее", в Йельском университете искусства в галерее, показывает, эволюцию японской чайной церемония - от своих истоков в девятом веке, через его высоты в середине 16 века, к его настоящему в 21-го веке, представляет собой историю как традицию динамичных перемен.

С экспозицией около 100 объектов, многие из них существующие в единичном экземпларе, это шоу требует терпения и концентрации. В дополнение к широкому кругу чайной посуды , выставка включает большое количество окрашенные экранов, каллиграфии, контейнеры для цветов, курение и питание, одежда и другие предметы культуры, связанные с японским ритуалом чая.

Как и другие выставки, посвященной этой теме, выставка также включает портативные чайные комнаты в натуральную величину и объекты каждодневного обихода чайной церемонии, среди них чайный ковшик из бамбука образца 1580 года, который принадлежал Сэн Рикю (1522-1591), являеющимся основоположником японской чайной церемонии.

Выставка состоит из трех разделов, которые являются более или менее хронологичными и соответствуют этапам в развитии японской чайной культурой, начиная с того, что куратор выставки, Sadako Ohki называет "средневековый период" - около девятого века и далее через через 15 столетий. Многие из этих объектов, в этом разделе, на самом деле в китайского происхождения, или сделанными по образчикам китайского искусства чайной церемонии. Как известно чай был введен в Японию из Китая в девятом веке, возможно, дзен буддистскими монахами.

После работы других ученых, г-жа Ohki пытается сложить детали в единую картину и показать эволюцию двух различных подходов к чайной церемонии в Японии в этот ранний период. С одной стороны, японская аристократия и военные лидеры старались образаться к чайной церемонии как к показателю достатка и аристократического шика. Они также начали собирать драгоценные, дорогие чайники и другую посуду чайной церемонии, как, например, гладкая, времен династии Song, черная китайского чайная пиала с отступом для губ. И этот уникальный экспонат показан здесь.

В будийских храмах чайная церемония превратилась в еще более формализованную и и изысканную службу, где наряду с заимстованными предметами чайного обихода их Китая, использовалась народных Японская посуда. Некоторые монахи даже разработали духовную теорию чайной церемонии как пути прозрения буддовости человека, где чайный сервиз отождествлелся с дзэн-буддийской практикой. Это проявляется в тексте датированым 14 веком "Поэма о Тема Снег", в настоятелем дзенского монастырят Мусо Сосеки.

Второй период экспозиции посвящен 16-го веку, когда Sen no Rikyu, под влиянием уже детально разработанной буддийской чайной церемонии, создал философию и подход для приготовления чая в дальнейшем известеным как WABIi, в которой приготовление чая и чайная церемония возводятся в ранг ритуала. Он также содействовал введению более простых предметов в чайны обиход как то деревенской утвари из бамбука а не из слоновой кости или бронзы.

Этот раздел выставки, который включает в себя чайный домик, имеет много необычных, ярких объектов, среди них просто, но элегантно выглядит чайная пиала приписываемая Raku Chojiro (1516-1592), основателю традиции черной миски, которая сейчас широко популярными у коллекционеров. Существует также письмо, написанное Sen no Rikyu, около 1583, в котором он благодарит аннонима за довольно серъезную толику саке посланую ему.

Финальная секция экспозиции посвящена чайной церемонии сегодня, с современных объектов - опять же, в основном чайной пиалы и посуду чайного обихода, - созданной в самых разнообразных стилях и материалах. Здесь инновации подчеркивают дань традициям. Некоторые художники стараются оглянуться в своем творчестве на прошлое и оценить его соизмеримость с настоящим. Это отчетливо просматривается в творчестве Raku Kichizaemon XV, мастера по изготовлению чайных пиал (чаш) только из оригинальных, первоначальных материалов. Другие являются более прогрессивными, в том числе Tsujimura Siro, который делает миски фантастических форм из текучей глазури.

Как и многие из объектов на этой выставке, произведения этих художников переданы на время экспозиции из собрании Пегги и Ричард М. Данцингеров в Нью-Йорке. Но Существуют также предметы из музеев, а некоторые экспонаты из собственной Йельской коллекции, которые до этого не были представлены широкой публике никогда. Сам факт столь широко представленной экспозиции раритетов чайного обихода ставит эту выставку на особую ступень.

"Чай Культура Японии: Чайная церемония прошлое и настоящее", Йельский университет, художественная галерея, 1111 Часовня Street, Нью-Хейвен, через 26 апреля. Информация: (203) 432-0600 или artgallery.yale.edu.

Предметы с экспозиции:




 


По материалам опубликованным в The New York Times