Китайская чайная церемония

Заваренный чай через ситечко наливают в кувшинчик, из которого – по чашкам. В принципе, эту часть из церемонии можно исключить, но тогда будьте готовы к наличию мелких чаинок в чае и горячим чашкам – промежуточное переливание чуть охлаждает чай. При любом варианте в чайнике после разливания чая не должно остаться чая.

Если он остается – его просто выливают в стол.

Итак, заварившийся чай разливают по высоким чашечкам (вэнсябэй) так, чтобы у всех был чай одинаковой крепости. Для чего все чашечки сначала заполняются примерно на четверть, потом еще на четверть и еще. То есть в итоге все высокие чашечки должны быть заполнены на три четверти своего объема.

После чего высокие вэнсябэй, как крышкой, накрываются питьевыми чашками – чабэй. Получаются этакие грибки, символизирующие банальный коитус. Эти «грибки» нужно перевернуть. Так, чтобы чабэй оказалась внизу. Наловчившись, это можно делать одной рукой. Если навыка пока нет – можно и двумя. При этом старайтесь плотно (но не очень сильно, конечно), прижимать чашки друг к другу – чтобы не расплескать напиток.

После того, как чайные пары перевернуты, высокие чашки вынимаются из низких. Чай при этом, конечно, переливается в последние. За то в высоких концентрируется аромат чая, который, собственно, и нужно вдыхать. По традиции засовывая нос в чашку и дыша в нее. Ну а их питьевой чашки чай пьют маленькими глотками. Потом снова нюхают вэнсябэй и пьют из чабэй. И так – пока чай не кончится (что произойдет очень быстро, на самом деле).

Когда чай выпит, всю процедуру повторяют. И так несколько раз, до тех пор, пока чай не потеряет свой вкус и аромат. При повторных заливках можно увеличивать время настаивания чая – но это тоже придет с опытом. В промежутках между заливками можно с удовольствием наблюдать метаморфозы, происходящие с чайными листьями – они того стоят. А уж заталкивать в чайник вылезающий из него чай – это вообще сущее удовольствие.

Однако истинное наслаждение китайской чанной церемонией наступит тогда, когда вы сможете оценить внешний вид чая, удивиться цвету напитка, ощутить, как изменяются его аромат и вкус, понять естественность действий чайного мастера, принять несуетливость чайной сущности и разделить с гостями прелесть вдумчивой беседы. Разберемся по порядку.

Внешний вид чая. Как вы помните, церемония начинается со знакомства с чаем. И первые эмоции, испытываемые участником гунфу-ча, связаны с внешним видом сухой заварки. Если человек участвует в церемонии впервые, то он, чаще всего, изрядно удивляется – причудливо свернутые китайские чаи не могут не восхищать. Опытного же участника церемоний при созерцании сухой заварки, как правило, посещает тихая и спокойная радость – он встречает чай, как старого друга, узнавая его и предчувствуя то удовольствие, что приносит общение с ним. Следующий «визуальный контакт» с чаем происходит, как правило, в конце церемонии, когда развернувшиеся чайные листья извлекают из чайника. И вновь новичок и мастер испытывают разные чувства. Новичка удивляет, что те «чаинки», что он рассматривал в самом начале чаепития – это настоящие чайные флеши – два листочка и почка. И теперь он может видеть их целиком, поражаясь, насколько искусно они были свернуты. Опытному же мастеру вид развернувшихся чайных листьев доставляет спокойное удовольствие предсказуемого чуда, в котором ему посчастливилось принять участие.

Цвет напитка. Изначальный цвет напитка определяется, конечно, сортом чая. Улуны, несмотря на то, что все они являются чаями полуферментированными, радуют участников церемонии целой гаммой желто-коричнево-зелено-янтраных оттенков, передать словами которые просто невозможно. Я отчетливо помню потрясение, которое я испытал, первый раз увидев цвет Дун Дина – Улуна с Морозного пика. Настолько насыщенной, яркой, провокационной, радостной (но при этом очень естественной и ни разу не кислотной) желтизны я просто не мог ожидать от чая. Но статичный цвет напитка – это не единственное удовольствие. Цвет чая постоянно меняется – в зависимости от освещения, от посуды, из которой пьется чай и от кучи других причин. Даже будучи налитым в разные чашечки пары – в вансябэй и чабэй – один и тот же чай выглядит неуловимо по-разному. Цвет чая меняется от заварки к заварке, но самые классные изменения происходят внутри питьевой чашечки. Во-первых, цвет напитка меняется от краев к середине чашки. Меняется градиентно. Во-вторых, он меняется при рассматривании чашечки и поднесении ее ко рту. В-третьих, он меняется в процессе выпивания, потому что чая в чашечке становится все меньше. Но при любом раскладе этот цвет остается исключительно чистым и глубоким. И очень светлым.

Нам встречались описания гунфу-ча, в которых рекомендуется проводить церемонию молча – дабы не смущать словами вдумчивый процесс. Однако такая церемония возможна только тогда, когда за одним столиком собираются старые занкомцы, знающие церемонию. Да и им не всегда сидится в тишине. А если вы угощаете чаем гостей, никогда участие в гунфу-ча не принимавших, или пробуете новый чай, или у вас появилась новая посуда – сидеть молча просто не получится. Но темы для разговоров возникнут сами собой. Это сама церемония, обсуждение утвари, чая, нюансов вкуса и аромата. Если хотите, можете гадать на «Книге перемен» или читать буддийские коаны – но это уже будет несколько неорганично. Лучше для беседы выбирать темы простые и ненапряжные – такие, в которых ценно мнение каждого участника разговора. Только тогда беседа получится вдумчивой и приятной.

Вкус и аромат напитка – это, конечно, гвоздь церемонии. Вернее, не столько вкус и аромат, сколько их синхронное изменение. Дело в том, что с чистым вкусом и ароматом хорошего улунского чая может выйти порядочный казус. Для того, чтобы оценить их по полной программе, нужна хорошая тренировка. То есть, попросту говоря, таких чаев нужно изрядно попить, а это условие не всегда и не всем удается соблюсти. А вот проникнуться гармонией изменяющихся вкуса и аромата может каждый. Итак. Сначала приходит аромат – при знакомстве с сухим чаем он имеет выраженные «жженые» нотки – а все остальное зависит от сорта. При втором знакомстве – с омытым чаем – эти жженые нотки вдруг свежеют и чай приобретает настолько сильный и непривычный травяной аромат, что к нему даже не подобрать правильных эпитетов. Вернее – эпитеты и ассоциации уже зависят не только от сорта чая, но и от человека. Не забывайте, что при знакомствах с сухим и омытым чаем делается два вдоха – и ароматы первого и второго вдохов тоже различаются – и эту разницу нужно попытаться уловить.

После того, как начинается собственно чаепитие, начинается и самый кайф. Техника вдыхания аромата не меняется – с выдохом, но в сочетании со вкусом она дает совершенно неожиданный эффект. Как вы помните, первая заварка используется для омовения посуды – но аромат-то чай уже начал отдавать. И после этого омовения церемониальный столик начинает источать едва уловимый чайных запах. Во второй, уже питьевой заварке, аромат проявляется а полной мере, а вкус еще едва уловим и неотделим от обонятельных ощущений. На третьей заварке аромат начинает слабеть, а вкус – усиливаться, на четвертой они примерно сравниваются (если вкус и аромат вообще можно сравнивать), начиная с пятой заварки вкус начинает доминировать над ароматом. Причем от заварки к заварке меняются не только количественные характеристики вкуса и аромата (сильнее – слабее), меняются и сами вкус с ароматом.

Самое интересное, что в случае с улунскими чаями ассоциативный ряд, возникающий у участников церемонии при встрече с вкусом-ароматом, бывает самым разнообразным. Тыквенные семечки, свежее сено, жженый сахар, цветы, конфеты – люди вспоминают все, что угодно и ощущения эти не формализовать. После пятой заварки (четвертой питьевой) начинает угасать и вкус (аромат уже почти неощутим) – но тут начинается одна забавная штука. Начинает работать чайное послевкусие и, выпивая и вынюхивая очередные чашечки с чаем, ты не понимаешь, откуда берутся вкус и аромат – из чашек или они уже «живут» в тебе. Эти тонкие, почти неуловимые ощущения – одна из самых больших приятностей гунфу-ча.

Еще один источник наслаждения церемонией скрыт в наблюдении за действиями чайного мастера. Выше мы уже писали, что вращательное движение чайником, предваряющее разливание напитка, часто получается само собой – настолько оно очевидно. И это характерно. Все действия чайного мастера, на первый взгляд вычурные, сложные и противоестественные, на сомом деле удивительно просты и потрясающе гармонируют с основной целью гунфу-ча – раскрытием аромата и вкуса чая. Наблюдая за действиями мастера, в какой-то момент понимаешь, что они идеально сочетаются с сущностью чая, начинаешь любоваться ими и хочешь научиться делать все тоже самое...

Но это еще не все. В какой-то момент, после неоднократного наблюдения за действиями чайного матера, понимаешь, в чем основа его мастерства. Оно – в понимании пауз. Вы, наверное, уже заметили, что техническая сторона гунфу-ча – это набор простых действий, которые очень просто воспроизвести. Распечатать страницу из интернета, собрать все причинадалы, купить чаю – и вперед. И вот когда этот «вперед» начнется, перед вами встанет ряд неразрешимых, на первый взгляд, вопросов и все они будут связаны с этими самыми паузами – сколько настаивать чай в чайнике, когда переворачивать чайные пары – и т.д. Чувство «правильного чайного времени» приходит с опытом, и с опытом немалым. И потому правильные паузы в исполнении чайного мастера не могут не восхищать.