Возраст пуэр и год выпуска

Одним из важных признаков в классификации пуэр является год выпуска или “возраст“ пуэр. Это особенно важно когда речь идет о коллекционировании.

Периоды о которых идет речь ниже и даты с которых они начитаются более-менее условны, так как переход межды ними сопровождался серьезными экономическими и социальными переменами, послужившими первопричинами изменения в мире чая.

Один из самых ранних периодов к которому относят коллекционный пуэр называется “антикварным“ и относится к до 1950 году. Как и для России, 20 век для Китая был бурным, сопровождавшийся резкими переменами, революциями и огромным количеством разрушений. В связи с последним обстоятельством много письменных памятников прошлого, свидетельствующих о культуре производства пуэр были просто утеряны. Чайные магазинчики принадлежавшие на протяжение поколений богатым и не очень семьям были национализированы. На сегодняшний день существует очень немного антикварного пуэр, которых находится полностью в частных или государственных коллекциях. Это так называемый “антикварный“ пуэр, произведенный на частных семейных предприятиях. Подобный пуэр не является предметом потребления и предназначен для коллекционирования. Блины такого антикварного пуэр не имели ней фея (ярлык-вкладыш), но часто маркировались каким-либо торговым знаком или какой-либо пометкой, например в случае фасовки семи блиной в бамбук. Часто такая упаковка в блинах отмечалась как хорошая лошадь выжженным клеймом. Упаковка в бумагу пуэр этой эпохи практически не применялось. На одном из последних известных аукционов 2005 упаковка антикварной семерки пуэр произведенного в период 1910-1920 года была продана за 25 000$. В последствии стоимость подобного пуэр только возрастала.

Следующий период относится ко времени основания Китайской Народной Республики. Семейные предприятия были национализированы и перешли под управление Китайской чайной корпорации. Пуэр произведенный в тот период как правило имел ней фей или логотип на упаковку Китайской чайной корпорации. Логотип был зарегистрирован в 1951 году, хотя уже и использовался ранее, начиная с 1940 года. Логотип представляет собой восемь красных иероглифов. Центральный иероглиф “Ча“, что, естественно обозначает чай окружен иероглифами “Чжун“ (Китай) и символы, составляющие название компании, читающиеся справа на лево. Такой логотип называют также “восемь Чжуней” (или Красная Печать). В блин часто вкладывался торговый знак Китайской чайной корпорации. Зачастую блины упаковывались по семь в бамбуковый лист как и их предшественники из антикварного пуэр. Надо отметить, что пуэры этого периода очень часто стремились копировать своих более выдержанных предшественников их антикварного периода как по рецептуре, так и по упаковке. Надо сказать, что большинство известного коллекционного пуэр относится именно к этой эпохе и считается крайне ценным, так как его качество высоко а срок выдержки превышает 50 лет. Достовено известная аукционная цена блина из этого периода достигала 16 000-25 000$ за блин. По отзывам экспертов настой такого чая представляет собой восхитительный винтах рубинового цвета с более чем 400 оттенками вкуса (сами к сожалению не пробовали, доверимся мнению экспертов).

Блин с логотипом "Красная печать"

Третий период можно отнести к 1972 году, когда ведение чайным делом в Китае было передано от Китайской чайной корпорации к CNNP (China National Native Produce & Animal By-Producst Import & Export Corporation), что повлекло за собой много важных изменений в брендинге и упаковке продукта. Появление известных сейчас марок "Ци Цзы Бин" или “Блины Семи Сыновей“ (хотя последнее правильней перевести просто как “Семь блинов“, тем не менее надо отдать должное красоте слога производителя чая). Комерциализация чайного бизнеса и его ориентирование на покупателей с деньгами (преимущественно с “запада“) повлекло и появление новых торговых марок. Например упомянутый ранее “Блины Семи Сыновей“ раньше назывались просто “круглый блин“. Отчасти изменения потребовались в том числе и потому что, производство пуэр было организовано и на Куньминской фабрике и в Сягуане, что потребовало как-то называть и их продукцию. В дополнению ко всему, написания на упаковке и ней фей стали делаться не только на китайском, но и на английском и пиньинь. На упаковке, вкладыше и ней фей стали делать дополнительные надписи, например: “Продукция чайной фабрики Мэнхай, Даи, автономная префектура Сишуанбаньна“. Вкладыши с кратким описанием чая стали вкладывать практически во все блины, а китайские иероглифы стали писаться не как раньше справа-на-лево а на европейский манер слева-на-право. В упаковке семерки блинов на место бамбуковой нити охватывающей упаковку из бамбука пришла проволока. В тоже время появляется знакомый большинству современных любителей пуэр четко обозначенные рецептуры чайного блина, на упаковку добавляются специальные коды: сорта листьев, завод-производитель и так далее (подробно о том, что значит номер рецептуры читайте здесь).

Тонг блинов пуэр произведенного по рецепту 7742

Наконец, около 1997 года начался четвертый период, который характеризуется началом широкой моды на пуэр на западе. Это сильно подстегнуло цены на пуэр и сделало его производство крайне рентабельным. Например, многие рецептуры выпускаемые на фабрике Мэнхай стало экономически выгодно подделывать, в следствии чего производителю пришлось защищать голограммой выпускаемый прессованный пуэр. Интерес к выдержанному сырому пуэр естественно не смог быть удовлетворен, так как количество качественного выдержанного сырого пуэр в мире ничтожно, это в свою очередь стимулировало рынок готового пуэр. Появляются много заказных партий пуэр, произведенных вне привычных устоявшихся рецептур, дугого веса, методов прессовки. Тем не менее производство тех же семи блинов сохраняется. В больших количествах появляются всякого рода коллекционные и подарочные монеты, блины, диски из пуэр и разные другие “коллекционные” форматы. (Интересно, чтобы подумали мастера чая эдак века 19, глядя на огромные подарочные диски из пуэр не самого высокого качества, зато в нарядных коробках :-) ). Этот период можно отнести к современной “эре”. Производство пуэр как и цены на него росло вплоть до конца 2008 года, когда рынок пуэр впервые столкнулся с масштабным кризисом положившим конец быстрому росту цен на пуэр практически любого качества.

Блин от завода Мэнхай, современная упаковка

В заключение хотелось сказать несколько слов о “коллекционных пуэрах 20-30 летней" выдержки, обильно присутствующих на прилавках современных чайных магазинов по совершенно неприличной стоимости. В 99.99% случаев это новодел не имеющий никакого отношения к чаю о котором идет речь в этом материале. Подобный “антиквариат“ представляет собой как правило искусственно состаренный пуэр 1-2 годичной выдержки а присутствие в нем разного рода розовых, лотосовых и другого рода добавок только наводят на размышления о желание скрыть изначальный вкус такого пуэр не самого высокого качества. По нашему скромному мнению, лучше купить “честный” 2-3 летний блин (или другу форму) известного производителя, чем связываться с таким “раритетом”.