У-ШУ. Путь к здоровью и гармонии.

В середине 1988 г. в составе делегации мне довелось побывать в Китае - на родине у-шу с целью поближе познакомиться с этим удивительным феноменом дальневосточной культуры.

у-шу

Мы были свидетелями того, как в период с 5 до 7 утра буквально миллионы китайцев выходят на улицы, во дворы, в скверы, парки и выполняют различные физические упражнения. В основном это различные виды у-шу во всем его многообразии, хотя последние годы в Китае все большее распространение находят и оздоровительный бег, и ритмическая гимнастика, и даже ... бальные танцы.

Китайцы специалисты подчеркивают, что все виды у-шу направлены не только на достижение спортивных результатов, но прежде всего - на укрепление здоровья.

В КНР у-шу изучают в 15 институтах физкультуры, в университетах и институтах, в общеобразовательных школах. Организацией изучения, распространением и популяризацией у-шу как внутри страны, так и за рубежом, занимаются государственные и общественные организации у-шу.

Следует заметить, что несмотря на широкое распространение у-шу в Китае, абсолютно превосходства у-шу по популярности над другими видами и формами физического воспитания не отмечается. Большой популярностью среди населения пользуются также игровые виды спорта: футбол, баскетбол, настольный теннис и другие.

Мы неоднократно интересовались, спрашивали, что же побуждает китайцев заниматься у-шу? Главное в их ответах - это вера в то, что регулярное выполнение упражнений укрепляет здоровье и продлевает жизнь. По-видимому, вера в пользу занятий у-шу базируется на глубоких национальных традициях, культуре, представлениях, уходящих корнями в древнюю китайскую философию,  рассматривающую человека  в единстве с  природой.

Научные исследования по у-шу, начатые в КНР в последнее время, подкрепляют эту веру.

Я убежден, что регулярные занятия у-шу будут способствовать укреплению здоровья и приобщению людей к здоровому образу жизни. В этом плане хочется приветствовать появление по сути дела учебного пособия по одной из разновидностей у-шу оздоровительной направленности авторов кандидата экономических наук Попова Г. В. - руководителя школы у-шу, кандидата технических наук Сагояна О. А. - одного из специалистов по у-шу и кандидата медицинских наук Диденко В. В., удачно сочетающих свою профессиональную деятельность с практическими занятиями у-шу.

Смолевский В. М. - профессор Государственного Центрального ордена   Ленина   Института    физкультуры.

Занятия гимнастикой у-шу, на мой взгляд, могут помочь не только миллионам физкультурников, но и тем, кто мечтает добиться высоких спортивных результатов. Богатый опыт дальневосточной культуры и медицины, в данном случае синтез гимнастических, дыхательных упражнений и массажа, не только разнообразит физическую подготовку пловца, но и расширит познания спортсменов в области самосовершенствования как в физическом, так и в волевом отношениях.

За более чем 10-летнюю практику выступлений на международном уровне я неоднократно обращался к различным схемам физической и психологической подготовки, взятым из практики восточных школ, что несомненно сказывалось на достижении рекордных результатов.

Белиц-Гейман С. В. - мастер спорта международного класса по плаванию, рекордсмен мира, призер Олимпийских игр.

Введение

Здоровый человек! Как мы его себе представляем? Издревле на Руси, да и вообще в Европе, сложилось традиционное представление о здоровом человеке, как о «здоровом» мужчине (конечно, это был ОН -! - воин, атлет, труженик) высокого роста, с атлетическим торсом, «бычьей» шеей, впечатляющим рельефом мышц.

С малых лет все мы знакомы с Гераклом и Ильей Муромцем; с Микулой Селяниновичем и другими славными богатырями, воинами, пахарями.

Из глубины веком, в памятниках архитектуры, скульптуры и в живописи замечательные юноши и зрелые мужи, боги и простые смертные, по подвигам равные богам, поражают нас мощью и красотой развитого тренированного тела, стоит только зайти в ленинградский Эрмитаж или в Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, заглянуть в книги по искусству древней Греции и Рима. Геракл, Давид, Зевс, Апполон Бельведерский, Большой фриз Пергамского алтаря с драматической битвой богов и гигантов ... не только вызывают восхищение, но и непроизвольное желание у каждого мальчишки и юноши стать сильным и здоровым.

Не случайно победителям Олимпийских игр в Древней Греции ставились на родине еще при жизни памятники, о них слагались стихи и песни!

Несколько иной взгляд на здорового человека в странах Востока. Мы не увидим в древней восточной скульптуре или на замечательных картинах японского художника Хокусаи атлетов с гипертрофированными мышцами, отличающихся богатырским сложением. На нас смотрят вполне упитанные люди, даже с небольшим брюшком (не будем опрометчиво их корить за гладкий выпуклый животик - это следы систематических занятий дыхательной гимнастикой!). Приятный цвет атласной кожи, блестящие волосы, улыбка и спокойный, сияющий взгляд...

Что же скрывается за этим обликом здорового человека Востока? Гибкость, подвижность суставов и сухожилий, пластика движений, познание техники дыхательной гимнастики, усиливающей физическую и умственную деятельность, способность управлять своим телом и волей, удивительные физические способности, ничуть не меньше, чем у героев европейских мифов и сказаний. Все подвиги доступны герою, овладевшему гармонией тела и духа!

Как на Востоке, так и на Западе здоровье всегда относи­лось к одной из важнейших добродетелей человека. Здоровье всегда способствовало полнокровной, счастливой, творческой трудовой и умственной деятельности. «В здоровом теле - здоровый дух!» - истины не стареют. Они не только вечны, но и справедливы для любого уголка мира. Основатель знаменитой шаолиньской школы у-шу, первый патриарх чань-буддизма Бодхидхарма, сын южно-индийского князя, прибывший в Китай четырнадцать веков тому назад, также воспитывал своих учеников, по принципу «через совершенство тела к совершенству духа».

В чем же заключается феномен цивилизации Востока у-шу, способствующий физическому и духовному совершенствованию личности?

Советскому человеку об у-шу известно по ряду публикаций и телепередач. Они не только вызывают интерес, но и порождают все больше вопросов: «Что такое у-шу»?: воинское искусство, спорт, лечебная и оздоровительная гимнастика, психотренинг, философская система».

Это, прежде всего, путь к совершенствованию личности, к гармонии человека с окружающим миром. Согласно восточной традиции существуют пять путей к совершенству: путь йога, путь монаха, путь мага, путь агни-йога и путь воина.

Вот этому пути воина и соответствует у-шу.

Действительно, у-шу очень многообразно. Дословный перевод у-шу - «воинское искусство». Вполне естественно, что возникнув несколько тысячелетий тому назад (в результате синтеза системы древней психофизической тренировки цигун и воинских искусств) у-шу нашло первое применение в военной области. Это и определило его название! Основу цигун (дословно - «работа дыхания») составляют приемы мгновенного расслабления и концентрации, тщательное продумывание каждого упражнения. Согласно преданию, овладение воинским искусством в сочетании с занятиями цигун помогло легендарному Желтому императору Хуанди (ок. III тыс. лет до н. э.) победить рогатое чудовище.

Воинские искусства зародились в древнейшие времена как приемы охоты и самозащиты от зверей и врагов. Уже тогда, по-видимому, человек пришел к мысли о необходимости не только иметь хорошее оружие, но и владеть мастерством его использования. А этого можно достичь только с помощью интенсивных тренировок. Известны древние формы борьбы чиао-ти, а также танец со щитом и топором кэнчи-ву. Около 250 лет до нашей эры был популярен воинский спорт джаоли - состязания в стрельбе из лука и скачки на колесницах. Первые стратеги, специалисты по ведению войн, еще 400 лет до н. э. подтверждали важность у-шу в создании сильной армии.

Ушу также неразрывно связано с системами профилактической и лечебной гимнастики. Древнейшая из них известна как 12 упражнений ткачей шелка. Тяжелый труд ткача шелка требовал величайшего искусства рук и колоссального напряжения физических сил (посидите с утра до вечера за этой ювелирной работой!). Для совершенствования работы рук, снятия усталости и профилактики возник ряд упражнений, которые вместе с секретами профессионального искусства передавались по наследству от отца к сыну. Эти упражнения оказались пригодными для развития навыков во владении оружием и впоследствии трансформировались в боевую школу «восемь кусков парчи».

Лечебные и оздоровительные аспекты у-шу составляют неотъемлемую часть народной медицины. Из китайских источников известно, что «овладевший системами у-шу повышает защитные свойства организма ... постоянные занятия дают практическое умение в достижении крепкого здоровья и продлевают срок жизни... тогда человеку не понадобятся целые горшки лекарств».

История сохранила имена выдающихся врачей Древнего Китая, обогативших у-шу своими открытиями.

Величайший врач древности Хуа-то (141-203 гг.), успешно проводивший трепанацию черепа и показывавший чудеса «оживления людей», использовал наблюдения за повадками животных (оленя, тигра, медведя, обезьяны и журавля) и на основе пластики их движений, поз, приемов борьбы создал лечебную гимнастику, из которой впоследствии образовались стили у-шу. Со временем сюда добавились стили богомола, змеи, дракона и других животных.

Другой знаменитый врач и философ Ги Хон (284-364 гг.) разработал систему дыхательных упражнений «гихон». Его теории «внутренней» и «внешней» работы легли в основу образования «внутренних» и «внешних» школ у-шу.

«Внешним» школам свойственно атакующее силовое воздействие на противника. Здесь результат атаки зависит от мускульной силы рук ,ног и тела, от скорости и длины маха (удара).

«Внутренние» школы характеризуются плавными, медленными движениями, при которых эффект достигается за счет искусства расслабления и концентрации. Однако и в этих школах, используя чередование расслабления и концентрации, можно достичь не меньших скорости и мощи удара. Именно «внутренние» школы в наибольшей степени владеют искусством управления «внутренней энергией тела».

Это искусство развивается на основе психофизической тренировки и заключается в овладении определенным психическим состоянием («состоянием духа» - «настроем»), при котором человек активизирует и мобилизует скрытые возможности организма. Существуют различные методы овладения этим «состоянием духа»: активный гипноз (или самогипноз) с использованием медитации, а также прохождение «Пути воина», предусматривающее, кроме выполнения обязательных физических упражнений (гимнастических, дыхательных упражнений, спортивных и прикладных приемов борьбы), также соблюдение норм «правильного» поведения, мышления, образа жизни. Процесс обучения как во «внутренних», так и во «внешних» школах не сводился только к освоению различных приемов, а был рассчитан на долгие годы занятий и представлял собой широкую «поведенческую» программу, главной целью которой было совершенствование тела и духа, совершенствование личности.

Опыт психофизического тренинга сохранился в Китае до наших дней. Его методы используются в повседневной жизни - от искусства составления букетов до военно-спортивных состяза­ний.

История у-шу знала и периоды расцвета, и периоды упадка. В эпоху династии Тан (618-907 гг.) у-шу было необычайно популярно. Все воины, офицеры и солдаты перед продвижением в чине должны были проходить проверку на владение искусством у-шу, Наивысшим мастерам присваивались титулы «воин храбрости» и «воин ловкости». Во времена династии Сун (960-1279 гг.) у-шу стало еще более многообразным. Появились артистические трюки, распространились театрализованные представления, во время которых демонстрировались виртуозное владение оружием и приемы борьбы с «голыми» руками против вооруженного противника.

Для восстановления справедливости, «нарушенной» в начале, нельзя умолчать о том,  что среди  выдающихся мастеров владения мечом в те времена было немало женщин. Одна из них, По имени Юэнью, была приглашена императором во дворец поделиться своим искусством с мужчинами.

Затем в период династии Цин (1644-1911 гг.) простолюдинам было запрещено заниматься у-шу. Ушу ушло в подполье. Образовались различные тайные школы, группы и общества.

Самое широкое распространение у-шу получило после образования в 1949 г. Китайской Народной Республики. С первого Класса в начальных и средних школах введено преподавание у-шу как обязательной физической подготовки. Причем широкое изучение боевых приемов запрещено. В специальных школах готовят г спортсменов у-шу. Таких спортивных школ великое множество, изучаемая в них «техника» очень разнообразна (сотни и тысячи приемов). Действительно, у-шу - самый массовый национальный вид физической и спортивной подготовки!

Но рамки у-шу не ограничиваются лишь физкультурой и спортом. С древнейших времен у-шу неразрывно связано с национальным танцем и театром. Еще в средние века были разработаны приемы «специального боя». Эти приемы сохранились до настоящего времени на сцене Китайской оперы и в выступлениях акробатов. Многие движения у-шу входят в пластику современных танцевальных драм, в балет и театрализованные представления.

Как видите, сложно дать какое-то общее определение у-шу.

Это - сплав гимнастических комплексов и дыхательной гимнастики, включающих в себя элементы акупрессуры и имеющих оздоровительное и лечебно-профилактическое значение, это - и спорт, и воинское искусство, это - и психофизический тренинг, и изобразительное искусство, это - философская система, определяющая взгляд на мир и даже сам образ жизни.

Условно в у-шу можно выделить три направления: оздоровительное, спортивное и военно-прикладное, причем каждое последующее направление включает в себя предыдущие как неотъемлемую часть. Поэтому можно образно сказать, что у-шу боевой Направленности является вершиной громадной горы под названием у-шу.

Ушу оздоровительной направленности включает в себя комплексы гимнастических упражнений, базовые движения тела  (бедер, рук и ног), упражнения на отработку пластики перемещении, дыхательные упражнения и комплексы массажа, комплексы так называемых формальных упражнений - тао, объединяющих все указанные выше составляющие.

Мы специально не останавливаемся на философских основах у-шу, которые сложны и связаны с древними и современными религиозными системами Китая. Целесообразно прояснить те составляющие у-шу, какие представляют наибольший практический интерес.

Ориентируясь на массового читателя и оставляя в стороне по известным причинам воинскую часть у-шу, мы хотим вас познакомить с элементами гимнастики одной из «эзотерических» «внутренних» школ у-шу - школы «Цай» (змея), одного из ответвлений направления удан-пай (змеи и птицы), известного в Китае и за его пределами.

Чем же интересна эта гимнастика у-шу? Обладает ли она какими-либо преимуществами по сравнению с «европейскими» гимнастическими системами?

Главное отличие и преимущество гимнастики у-шу в комплексном воздействии на организм. Гимнастические упражнения школы «Цай» сочетают в себе разминочное воздействие на суставы, мышцы и сухожилия с дыхательной гимнастикой, элементами акупрессуры и общего массажа. Поэтому эффективность этих упражнений существенно выше, чем у европейских гимнастик. В спортивном аспекте гимнастика школы «Цай» также выгодно отличается своей универсальностью от «европейских» спортивных единоборств, базирующихся на наборе приемов. Основу спортивного у-шу составляют «базовые движения», используемые при выполнении самых различных приемов. При этом обеспечивается замечательная вариативность: если прием не проходит на одном базовом движении, неизбежно следует его проведение на другом базовом движении и так далее.

Занятия гимнастикой у-шу развивают силу, гибкость, координацию движений, имеют большое оздоровительно-профилактическое значение, оказывают положительное психофизическое воздействие и (что также немаловажно) доступны людям с различным уровнем физической подготовки. Освоение этих гимнастических комплексов и базовых движений помогает также приобрести навыки целенаправленного использования вашей силы при выполнении различной тяжелой работы (при поднятии, переносе и перекладывании тяжестей), развивает координацию движения и ловкость.

Интересно, что по результатам японских исследований, занятия у-шу способствуют повышению производительности труда на конвейерных линиях.

Эти упражнения можно использовать и в качестве производственной гимнастики для снятия усталости и придания бодрости при напряженном умственном и физическом труде, причем большинство из них не требуют дополнительного пространства и специальных условий.