Буддизм и чай

История взаимоотношений Буддизма и чая насчитывает уже не первое тысячелетие. Даосские и буддийские храмы и прилегающие к ним земли, зачастую являющиеся собственностью монастырей, были тесно связаны с выращиванием чая.

Документальные подтверждения находятся повсеместно - это и монастырские хозяйственные книги, где велась запись, что монастырь закупил а что продал, сколько крестьян вышли на работы и моменты, ставшие уже частью фольклора и культуры. Легенду о Бодхидхидхарме, вырывающим себе веки из которых потом произрастает чай знают наверно все буддисты практикующие чань. В любом случае, подобные взаимоотношения были плодотворными, многие гибриды чайного растения были выведены именно в условиях долгой культивации и работы над видом на монастырских землях.

Чай был любим и поощрялся в буддийских монастырях повсеместно. Он использовался как в обыденной суровой монастырской жизни, так и во время многодневных ретритов как отличный безвредный стимулятор. Вспомним известную чаньскую поговорку: Чай и чань - один вкус. Каждодневная упорная практика, зачастую сопровождающаяся напряжением всем душевных и физических сил требовала подобный напиток. Кстати, существуют исторические упоминания, что нынешняя популярность улуней обязана буддийской культуре. Многие замечали то “звеняще-четкое” состояние сознание после хорошего улун. Это являлось подкрепляющим фактором и стимулятором во время многочасовых практик медитаций.

В районе 9 века чай прибыл в Японию. В исторических записях упоминается монах по имени Сайчё (Saicho), принесший первые семена чая на острова, более того есть четкая датировка этого факта - 805 год н.э (далее везде датировка н.э.). Вплоть до 1191 года чай оставался напитком только королевской семьи, пока известный священник Эйсай повторно принес семена чая из Поднебесной и посадил их около храма в Киото. Чуть позже Эйсай дает семена другому буддийскому священнику Миое Шонину (Myoe Shonin). В последствие Миое устроил первый чайный сад в маленьком городке Удзи, что вплотную примыкает к Киото. Узди и сам по себе является историческим местом с большим количеством достопримечательностей, синтоистских кумирень, буддийских храмов. С приходом чая в этот городок его историческая ценность только возросла. Кстати, чай посаженый в Удзи жив и здравствует до сих пор и считается самым высококачественным в Японии. Называется он также как и город - чай Удзи.



Удзи на карте Японии
Удзи на карте префектуры Киото
Чай Удзи
Почтовый ящик в форме горшка для хранения чая

В Корее чай был известен и играл важное обрядовое значение уже в 7 веке, точнее есть упоминания, что чай был одной из частей, предлагавшейся во время ритуала подношения предкам уже в 661 году королем Суро (Suro). Также есть записи, что во время правления династии Корё (918-1392) чай предлагался как подношения духам предков на церемониях в буддийских храмах.

Таким образом буддизм, а точнее буддийские монахи являлись важнейшим фактором распространения чая по всей Азии и Дальнему востоку.

В начале 19 века многие даосские и будийские землевладения были проданы предпринимателям. В областях Миньбэй и У И этот процесс был столь быстр, что уже к началу 20 столетия под “религиозной“ собственностью оставалось очень мало чайных садов. Наступала новая эра в жизни чая, но это уже тема другой статьи.

При написании материала использовались следующие источники:
Gardella, Robert (1994), Harvesting Mountains: Fujian and the China tea trade, 1757-1937, Berkeley: University of California Press, pp. 26, 30, 42-43, ISBN 0-520-08414-4