Посуда для чайной церемонии

Принято считать, что это церемония было создана в районе Чжачжоу (провинция Гуандун) в конце XV – начале XVI века. Историю появления ритуала обычно связывают с появлением исинских чайников. Нам приходилось даже встречать утверждения, что помимо чайника из исинской глины, гунфу-ча вовсе на гунфу-ча. Для гунфу-ча используются, в основном, улуны. Можно использовать для церемонии белые, желтые, зеленые или любые другие чаи – и не без удовольствия – но один из основных сюжетов церемонии при этом будет утрачен.


    Для церемонии нужны следующие предметы.

  • Специальный столик, на котором размещается вся остальная утварь. Столик этот может быть самых разных размеров – в зависимости от того, сколько человек пьет чай. Нам больше нравятся небольшие столики – на двоих. Хотя встречаются и столики, на которых совершенно без проблем попьют чаю пять-шесть человек.

    Столики выполняются их разного материала (дерево, мрамор, а сейчас – и пластик) и бывают разной формы – круглые, прямоугольные, фигурные. Очень часто столик представляет собой своеобразную коробку с крышкой, которая снимается и в которой есть прорези. Если столик изготовлен из цельного куска дерева или камня, то в нем стараются сделать сток для воды. Дело в том, что в процессе церемонии столик активно поливается водой и чаем – и эти прорези позволяют влаге спокойно стекать, не превращая чаепитие в плескание в воде. Ну и некоторые дополнительные приятные эффекты создают, о которых чуть позже. Китайцы, в которых удивительным образом сочетается пяти-тысячелетняя традиционная культура и бесшабашное стремление к повсеместному использованию современных технологий, смогли удивить нас и специальными чайными столиками на электричестве, с встроенным кипятильником, пультом управления и специальном отводом для воды, подключаемым к канализации на манер автоматических стиральных машин.
  • Заварочный чайник (чаху). Вернее было бы сказать – чайничек – ведь несмотря на разнообразие размеров приборы эти, чаще всего, оказываются несколько меньше привычных заварочных чайников. Формы таких чайничков также могут быть весьма разнообразными – однако классической и наиболее удобной является, все-таки, круглая. Весьма важным отличием такого заварника является особая конструкция крышки, которая позволяет сильно наклонять чайник, не опасаясь, что крышка вывалится, разобьется сама и перебьет всю встретившуюся на пути посуду.Чайники для гунфу-ча, в подавляющем большинстве случаев, глиняные (хотя встречаются и фарфоровые). В идеале – из исинской глины. Хотя где же его найдешь, этот идеал.
  • Чашечка (чайница) для демонстрации чая. В нее чай пересыпается из чайницы для постоянного хранения. С одной простой целью – похвастаться чаем. Изготавливается из фарфора или глины.
  • Кувшинчик, который наиболее точно можно назвать промежуточным. Он выполняет те же функции, что и описанная ранее «чаша справедливости». В него переливают чай из чайника перед разлитием по чашкам. Если кувшинчик есть, конечно. Имеет классическую кувшинчиковую форму, изготавливается из глины или фарфора. Как всегда.
  • Ситечко. Используется вместе с кувшинчиком и служит для того, чтобы чаинки из чайника не попадали в напиток. Тут следует сразу оговориться, что при употреблении качественных чаев этих самых чаинок особо много не бывает, но если их нет совсем, эстетика церемонии усугубляется. Ситечки бывают бамбуковые и металлические.
  • Черпалка, наверное. Я не знаю, как по другому обозвать чахэ – штуковину совкового типа, которой чай берется из чайницы и перекладывается туда, куда он должен быть переложен. Чахэ чаще всего изготавливается из бамбука и нередко используется для демонстрации сухого еще чая участникам церемонии.
  • Пинцет. Простой. Деревянный. Для произведения церемониальных мероприятий, разнообразие которых ограничено только фантазией мастера. Например, этим пинцетом можно доставать после окончания церемонии разваренные чайные листья из чайника и демонстрировать их гостям. Весьма достойное зрелище.
  • Тыкалка. Еще один предмет, назначение которого строго не регламентировано. Это такая деревянная палочка с небольшим ложкообразным вырезом на утолщенном конце. Наилучшее применение, которое мы смогли ей найти – это заталкивание обратно в чайник чайных листьев, которые через некоторое время после заваривания начинают оттуда активно вылезать.
  • Деревянная палочка с тонким, чуть изогнутым костяным наконечником. Как раз исключительно функциональный предмет. Используемый в церемонии чайник, как уже отмечалось, невелик. И, соответственно, дырочки между его основным сосудом и носиком тоже маленькие. А листья чайные (если чай приличный) большие. При таком раскладе дырочки, конечно, часто забиваются. И их приходится проковыривать. Вот для этого-то и нужно это приспособление.
  • Ну и, наконец, гвоздь программы: пиньминьбэй и вэнсябэй на подставочке. То есть, говоря простыми словами, китайская чайная пара. На подставочке. Использование предметов, составляющих эту пару, неочевидно. Из пиалообразной чашечки чай пьют. И называется она чабэй («чайная чашечка») или пиниминьбэй («дегустационная чашечка»). Из высокой чашечки, похожей на стакан, чай нюхают. И называется она вэнсябэй («чашечка для вдыхания аромата»). Ну а подставка выполняет традиционные подставочные функции. Чашечки делаются из глины (и в этом случае изнутри, чаще всего, покрываются белой эмалью) или фарфора и могут быть расписаны. На глиняных обычно пишут мудрые китайские изречения. На фарфоровых рисуют нечто красивое. Подставки бываю глиняные, фарфоровые или деревянные. И тоже украшаются разными способами.


Вообще говоря, для нормального чаепития достаточно столика, чайничка, черпалки и чайных пар на подставочке. Остальные предметы, хоть и являются безусловно полезными, определяющего значения не имеют. В принципе, ко всем этим атрибутам может быть весьма полезной льняная салфетка – во время церемонии часто возникает необходимость что-либо протереть.

Кроме этого, весь этот ансамбль утвари может усугубляться кипятильников – классическим китайским хо-го (аналог и, возможно, предок самовара, только без носика – вода из него черпается черпаком через крышку для черпания) или современным прозрачным кипятильником, подогреваемом на спиртовой или газовой горелке. Такой кипятильник особенно интересен, так как силу его горения можно регулировать, а на то, как пузырится закипающая вода – смотреть.

Важно также отметить, что принцип однородности чайной утвари, часто соблюдаемый в европейских чайных сервизах, здесь не особенно важен. С глиняным коричневым чайником прекрасно сочетаются фарфоровые чайные пары – и нечего в этом страшного нет. Конечно, все можно подобрать в тон, цвет и размер – но следует помнить, что утварь для гунфу-ча, несмотря на свое многообразие, причудливость и удивительное изящество, вторична по сравнению с чаем и служит всего лишь инструментом для его приготовления.