Философия чайной церемонии
Первая чашка увлажняет мои уста и горло. Вторая чашка разбивает мое одиночество. Третья чашка находит в моем мозгу пять тысяч томов нелепых иероглифов. Четвертая чашка вызывает испарину — все плохое из жизни выходит через мои поры. На пятой чашке я очищен. Шестая зовет меня вверх в царство бессмертных. Седьмая чашка — и я улетаю на дуновении свежего ветра!*
Лю Тун, китайский поэт VIII века. «Семь чашек чая»
философская сущность состоит в том, что эта церемония просто не может быть суетливой и производиться впопыхах. Мысль устроить гунфу-ча может быть спонтанной – это безусловно.
Но после того, как церемония началась – время начинает течь совершенно по-другому. Ты вдруг понимаешь, что вся остальная жизнь осталась там – за пределами чаепития.
И все проведенное за чайным столиком от начала церемонии и до ее окончания – безраздельно твое. И ты можешь распорядиться им совершенно по-своему. Можешь наслаждаться церемонией, можешь углубиться в собственные мысли (гунфу-ча – прекрасный антураж для таких мыслей), можешь грустить или радоваться или вообще отрешиться от всего, что тебя окружает – в такие моменты ты по-настоящему хозяин себе и своим мыслям – это не очень часто случается в нашей жизни.
Вы, наверное, уже поняли, что сущность гунфу-ча сплетается из тысячи незаметных и неочевидных мелочей, а ее скрытая прелесть становится доступной только тогда, когда эти мелочи начинаешь замечать. Причем нет ничего страшного, если на первых порах вы сможете радоваться только самым простым вещам – сложные они потому и сложные, что даются не сразу...
Здесь необходимо сделать одну весьма существенную оговорку. Если начинать корчить из себя снобов или великих знатоков китайской культуры, то можно заявить, что гунфу-ча без глубокого осознания даосских, буддийских и конфуцианских принципов, без знания китайского языка, китайской поэзии, наличия определенного разреза глаз и цвета кожи – это вовсе не гунфу-ча. И что во всей России, дай Бог, найдется десяток человек, которые могут качественно эту церемонию организовать и правильно ею проникнуться. С формальной стороны это действительно так.
Однако мы не снобы и не корчим из себя великих знатоков китайской культуры. А наш не очень бедный чайный опыт научил нас тому, что любое настоящее чаепитие состоит из двух составляющих. Обязательной, которую надо соблюдать, по возможности, точно. И произвольной – которую приносит в чаепитие сам человек. Это относится ко всем видам чаепития – начиная от банального засовывания разового пакетика в чашку и заканчивая изысканнейшими церемониями – китайской и японской. Так что нечего комплексовать. Примерное описание гунфу-ча мы привели выше. Нравится? Пробуйте!
Первая чаша слегка увлажнила горло и губы;
Вторая вывела меня из одиночества;
Третья удалила скуку из моего ума,
Обостряя вдохновение, полученное из всех книг, которые я прочитал.
Четвертая чаша вызвала легкую испарину,
Рассеивая через поры все неприятности по службе.
Пятая - прочистила каждую частичку моего естества.
Шестая сделала меня подобным бессмертным.
Седьмая, это предел того, что я смог выпить,
Легкий ветерок исходит от моих подмышек.
Где те острова, на которых живут Бессмертные,
Я тоже хочу им стать,
Я - Мастер Желтого Источника поеду верхом на этом ветерке,
В горы, возвышающиеся над землей, где живут бессмертные,
Огражденные Владыкой от ветров и дождей.
Смогу ли я избежать бесчисленных перерождений
среди высоких горных пиков?Лю Тун, китайский поэт VIII века. «Семь чашек чая»