Глава 8 часть 2. Физиологически активные зоны человеческого организма
- ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БОЛЕЗНЕЙ
- КЛАССИФИКАЦИЯ СИНДРОМОВ ЗАБОЛЕВАНИЙ В КИТАЙСКОЙ МЕДИЦИНЕ
- МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ
Учение о меридианах и «жизненные» точки не исчерпывают все физиологически активные области на теле человека, известные китайской медицине. Внимание врачей Древнего Китая было обращено на кисти рук и стопы ног. При внимательном изучении системы меридианов нетрудно заметить, что все каналы имеют концевые активные точки на конечностях — ладонях и стопах и на голове.
Именно в этих точках происходит перетекание энергии ци из меридиана одного органа в меридиан другого. Иными словами, на стопу, кисть, лицо, уши проецируются (отражаются) все внутренние органы чжан и фу. Области ладоней и подошв настолько важны, что в индо-тибетской медицине их рассматривают как самостоятельную чакру, через которую осуществляется обмен энергетической информацией с макрокосмосом. Эти области используются как для диагностики, так и для лечебного воздействия разными методиками, о которых речь пойдет ниже.
Современный человек все чаще лишает себя уникальной возможности находиться в гармонии с окружающим миром, блокируя энергетику своих меридианов, вызывая тем самым различные заболевания или поддерживая уже имеющиеся. Стопа является отдающим органом при энергообмене организма. Современный человек пренебрегает хождением босиком. Ношение обуви с годами приводит к изменению циркуляции крови в ногах, способствуя возникновению заболеваний. Самим естеством было предусмотрено воздействие разных раздражителей (неровностей почвы, камней, песка и т. д.) на подошву. Механическое воздействие на активные зоны стопы, а также напряжение мышц стимулируют деятельность внутренних органов, восстанавливают общий баланс энергии организма и его функций.
Области ладоней и особенно подошв по своим терапевтическим возможностям являются наиболее эффективными зонами для лечения внутренних болезней и патологических состояний при минимальных затратах времени и сил. Работы китайских и корейских авторов в последние несколько десятилетий о проекционных зонах внутренних органов на ладонях и подошвах дали сильный толчок развитию теоретических представлений, подтвержденных затем и экспериментальным путем, и клиническим опытом. Автором выявлена возможность сочетания в единую систему нескольких разных представлений. В первую очередь, это предположение доктора Пак Джи By о соответствии пальцев кисти и стопы голове и конечностям человека и основанный на этом метод лечения — Су-Джок терапия; затем разработанные Ли Вэн Чжуем и Хэ Бауйем рефлекторные проекционные зоны и точки на ладони и подошве. И наконец, открытые автором энергетические зоны на ладони и подошве, адекватные точкам данъ-тянъ (см. рис. 8), то есть локализациям энергии ци в организме человека.
Анализ большого количества существующих схем дал нам основание предположить, что проекция эмбриона на ладонях и стопах не занимает одно и то же положение, но меняет его со временем в определенной последовательности. Соответственно перемещаются и рефлекторные зоны внутренних органов (каналов) в зависимости от времени суток, дня недели, месяца и года.
Автором также были разработаны принципы освобождения внутренней энергии. Ладони, подошвы и пальцы рук и ног рассматриваются согласно этих принципов как конечные или начальные зоны пяти энергетических каналов, соответствующих пяти первоэлементам по концепции у син (рис. 30). Пальцы освобождают (излучают) или концентрируют энергию каналов легких, сердца, печени, почек, селезенки в зависимости от ее избытка или недостатка в организме человека. Смещение распределения первоэлементов и энергетических каналов по пальцам соответствует перемещению проекционных зон эмбриона.
Это позволяет сделать вывод, что лечебное и профилактическое воздействие на ладони и стопы будет эффективно только при учете таковых изменений во времени. Эта временная зависимость эмпирически выявлена древнекитайской медициной как связь с годом, месяцем, днем недели и временем суток с интенсивностью циркуляции энергии ци по меридианам и с первоэлементами.
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БОЛЕЗНЕЙ
Во взглядах на развитие болезней китайская медицина стоит особняком среди привычных европейским врачам представлений. Крепкая неразрывная связь человеческого организма со вселенной является тем пунктом, который оттеняет это различие. Равновесие и слаженность макрокосмоса повторяются и отражаются в микрокосмосе, в человеческом существе. Равновесие в последнем является результатом действия противоположных и однонаправленных процессов, которые обеспечивают его нормальную физиологическую работу. Преобладание или ослабление одной силы по отношению к другой ведет к нарушению этого динамического равновесия, внутреннего единства и цельности организма, которое приводит к болезни.
Любое воздействие, приводящее к нарушению равновесного соотношения ян- и ыкь-начал энергии ци, считается причиной болезни. Эти воздействия могут изменять инь или ян в сторону избытка одного из них или в сторону ослабления. И то, и другое нарушает гармонию инь-ян. Уже в трактате «Хуан-ди нэй цзин» было указано на существование двух видов причин, которые приводят к подобному нарушению, — внутренних и внешних. Болезни могут возникать от воздействия внешней вредоносной ци или изменения жизненной энергии ци организма. К внешним факторам относят такие, которые превосходят по силе воздействия защитную энергию здорового организма, а к внутренним — повреждение и ослабление самих защитных сил человека.
В китайской медицине существует понятие чжэн — сопротивляемость организма повреждающим факторам, которая в оценке состояния пациента играет большую роль. У здорового человека, у которого ян и инь находятся в равновесии, сопротивляемость чжэн так обильна, что даже если повреждающий фактор и проникает (то есть стремится нарушить равновесие ян—инь), он не может утвердиться в организме (организм восстанавливает равновесие ян—инь). В части «Су вэнь» трактата «Хуан-ди нэй цзин» сказано: «Если в теле есть сила сопротивляемости — чжэн-ци, внешнее нарушение не в состоянии причинить ему вред. Там, откуда приходит нарушение, определенно имеет место пустота сопротивляемости». Сопротивляемость чжэн имеет большое значение и в процессе течения болезни.
Сопротивляемость чжэн зависит от статуса человека, его конституции, питания, образа жизни. Природные характеристики человека определяются его наследственной ци. В книге «Лин шу» трактата «Хуан-ди нэй цзин» написано: «Есть сильные, есть нежные от рождения, есть слабые и крепкие, крупные и малые, инь-типы и ян-типы». Значение питания в китайской медицине ставится очень высоко, о чем будет сказано ниже в соответствующих разделах. Не менее серьезную роль отводят и образу жизни. Неуравновешенное питание, недостаток физической активности даже при сильной наследственной ци приводит к ее ослаблению и, в конечном итоге, к упадку сопротивляемости.
Что же касается самих повреждающих факторов, то о них в трактате «Хуан-ди нэй цзин» сказано так: «Возникновение ста разных болезней находится под воздействием ветра, дождя, жары, холода, влажности, радости или расстройства».
К внешним повреждающим факторам относят:
1) космическую энергию ветра, холода, жары, сырости и сухости, ослабляющую поверхностную защитную ци тела; 2) факторы, нарушающие целостность тела, — травмы; 3) «вредные тельца», вызывающие заразные болезни.
К внутренним факторам относят:
1) пищевые — грязная, вредная, холодная и тому подобная пища; 2) психологические — чрезмерные эмоции: сильная радость, гнев, ярость, страх, горе, тоска, заботы, различные страсти;1 3) повреждение внутренних органов: внутренний ветер, желчь и слизь, внутренний холод, внутренний огонь, внутренняя влажность, внутренняя сухость.
Теперь подробнее рассмотрим повреждающие факторы как причины заболеваний.
Ветер. Ветер бывает наружный и внутренний. Наружный ветер является проявлением климатического воздействия природного ветра, который встречается в любое время года. Это самое сильное и опасное патологическое начало, быстрее других воздействующее на организм. Можно даже сказать, что это основной вредоносный фактор, так как другие повреждающие начала, такие как холод, жара, сырость и сухость, могут преодолеть защитную энергию ци тела только с помощью ветра. В книге «Су вэнь» сказано: «Ветер является родоначальником ста болезней». Наружный ветер воздействует на человека извне. К болезням ветра относят многочисленные инфекционные болезни: грипп, простуда, ветряная оспа, ревматизмы разной этиологии и так далее. Появляются летучая головная боль, кашель, боль в горле, приступы потоотделения, озноб, выделения из носа и другое.
1 Имеются в виду чрезвычайно сильные чувства, а не простые эмоции.
На рис. 31 показаны «ключи здоровья», или «ворота ветров», внутренних органов человека. Это те входы, через которые могут проникать патологические факторы в организм. Эта схема используется для профилактики и лечения.
Внутренний ветер возникает из-за нарушения функций печени — избыточное усиление начала ян печени, почек или недостатка крови (малокровие, потеря крови и др.). Основные симптомы: судороги, головокружение, закатывание глаз, односторонние параличи, дрожание конечностей, ригидность мышц шеи, мелькание в глазах.
Болезни ветра бывают чаще всего весной, так как ветер является основным свойством погоды этого времени. Все нарушения, вызванные ветром, имеют характер ян. Свойства ветра— «изгонять» и «открывать», «подниматься вверх» и «распространяться» во все стороны, постоянно изменяться и постоянно двигаться. Все эти свойства характерны и для признаков заболеваний, вызываемых ветром. К ним относятся многочисленные ревматические состояния с их блуждающими изменчивыми болями, грипп с внезапно подскакивающей температурой, менингит с судорогами и подергиванием мышц и т.п.
Холод. Болезни холода возникают чаще зимой. Это нарушение типа инь. Различают наружный и внутренний холод. Наружный холод вызывается внешним воздействием холода. При проникновении холода в организм он нарушает ян селезенки, желудка, легких и почек. Уменьшение начала ян ухудшает функцию этих органов, и организм не может согревать конечности в достаточной степени из-за нарушения кровообращения и циркуляции ци, пищеварения и обмена воды. Холод вообще вызывает замедление, застойные явления круговорота ци и соков организма, плохую проходимость каналов и сосудов. В книге «Су вэнь» трактата «Хуанди нэй цзин» сказано: «Нарушения от холода, холодная погода проникает в меридианы, застревает в них, вызывая застой. Если холод находится вне сосудов, в качестве "гостя", то уменьшается количество крови. Если же холод находится в сосудах, то происходит остановка ци и возникают боли». Он имеет свойства «тянуть» и «сжимать».
К болезням холода относят переохлаждение, простуду, инфекционные лихорадочные болезни и так далее. Основные симптомы: повышение или понижение температуры, лихорадка, чувствительность к холоду, снижение способности к потоотделению, холодные конечности, постоянная болезненность определенных участков тела, головные боли, заложенность носа, кашель, одышка, рвота, понос, боли в суставах и так далее. Внутренний холод возникает вследствие пустоты ян в организме. Появляются чувствительность к холоду, боли в груди и спине, кашель, одышка, поносы, вздутие живота, боли в желудке, отсутствие аппетита, учащенное или редкое мочеиспускание, боли в пояснице, у мужчин импотенция, у женщин — прозрачные жидкие выделения и другое.
Жар. Болезни жара возникают чаще всего летом. Жар — нарушение, носящее характер ян; его производное — зной. Это болезненное состояние, являющееся следствием воздействия на пациента летней жары. Симптомами его являются лихорадящий жар, обильное потоотделение, состояние возбуждения, сильная жажда, сухость во рту, одышка, общая слабость, пустой убыстренный пульс, головокружение. При тепловом ударе жар проникает в глубь организма. В легком случае появляются головные боли, рвота; в тяжелом случае больной теряет сознание, лицо становится серым, появляются одышка, холодный пот, окоченение и похолодание конечностей и так далее. Свойства жара — «подниматься вверх» и «распространяться в стороны». Он поражает жизненную ци и соки организма. Жар часто проникает в организм в сочетании с другим поражающим началом — сыростью.
Понятие «огонь» и «жар» употребляются в китайской медицине часто как синонимы, так как между ними много общего. Синдром огня включает много симптомов зноя, но, тем не менее, есть различия. Огонь исходит изнутри тела. Речь идет о всевозможных воспалительных состояниях. Типичные проявления: повышенная температура, чувствительность к жаре, возбуждение, беспокойство, покраснение лица, глаз, желтый налет на языке, сухость во рту, красноватый цвет мочи, запор или понос, убыстренный пульс, кровавая рвота, кровотечение из носа, припухшая шея, красные нарывы, иногда высыпания на языке, образование пузырьков во рту, боли и опухание десен и другое.
Сырость. Вредная для человека сырость (влажность) может быть обусловлена погодными условиями. Болезни сырости чаще всего бывают в конце лета — начале осени. Это нарушение типа инь и поражает начало ян жизненной энергии ци. Сырость бывает наружная и внутренняя (влажность). Наружная сырость действует на человека извне. К болезням сырости относят нарушение функций (она подавляет ян ци) селезенки, ее транспортной способности. Ухудшается перемещение питательных веществ и соков организма, водная сырость застаивается в поверхностных слоях тела, появляются отеки. Если сырость проникает в кишечник, начинается понос. При этом возникают следующие симптомы: чувствительность к холоду, повышенные температура и потоотделение, боли в голове и теле, чувство переполнения в груди, отсутствие жажды, жидкий, белый, скользкий налет на языке, слабый, поверхностный, медленный и мягкий пульс. При тяжелых состояниях появляются тяжесть и боль в конечностях, опухание рук и ног, чувство онемения в мышцах.
Внутренняя сырость (влажность) вызывается в большинстве случаев поражением селезенки. Ее характеризуют следующие клинические проявления: уменьшение мочеиспускания, липкий налет на языке, слабый и поверхностный пульс, чувство переполнения и давления в груди, иногда возникают головокружение, мелькание в глазах, жажда, потеря аппетита, клейкость во рту, привкус сладкого, опухание ног, мутная моча, у женщин появляются выделения.
Сырость характеризуется липкостью, тяжестью и замутненностью.
Сухость является преобладающим погодным фактором лета и осени. Это нарушение типа инь. Сухость поражает соки организма, их количество уменьшается. Различают наружную и внутреннюю сухость. Наружная сухость проникает вглубь организма чаще всего через рот и нос. Появляются повышенная температура, чувствительность к холоду, головная боль, не сопровождающаяся повышенным потоотделением, сухость во рту, сухая кожа, кашель без мокроты или с небольшим количеством мокроты, тонкий, белый, сухой налет на языке, покраснение кончика языка и его боковых сторон, боли в спине и другое.
Внутренняя сухость вызывается, преимущественно, повышенной температурой из-за инфекционных болезней, причем наносится ущерб сокам организма. Такое состояние может возникнуть, например, в результате продолжительной болезни, при интенсивном потоотделении, поносах, при употреблении большого количества медикаментов, нарушении процесса пищеварения или в результате застоя крови. Клинические симптомы: сильная жажда, сухая и потрескавшаяся кожа, лишенные блеска волосы, запоры, сухой язык, худоба, малое количество слюны, тонкий, неравномерный пульс и так далее.
Другие нарушения. Как мы уже упоминали, к внутренним факторам заболеваний относят неправильное питание — нерегулярное, недостаточное, избыточное, загрязненность пищи, однообразное питание. Чрезмерная усталость и физическое истощение также наносят ущерб здоровью, растрачивается и ослабевает ци селезенки. При этом возникают следующие симптомы: уменьшение активного начала ци, бессилие, слабость в руках и ногах, нежелание говорить, одышка при движении, общая разбитость. Недостаток физической активности, отсутствие какой-либо деятельности приводят к застою ци и крови. Чрезмерная половая активность также вредит организму и ослабляет наследственную ци почек, которая является основой защитных сил организма. В результате возникают боли в спине, общая слабость, головокружение, шум в ушах, у мужчин импотенция, у женщин нарушения менструаций, — то есть наступает половое истощение.
Влияния или изменения психического характера, вызывающие у человека радость, гнев, горе, печаль, страх и тому подобные чувства, объединяются под общим понятием «семи чувств». Когда одно из этих чувств чрезмерно усиливается или сохраняется в течение длительного времени, происходит нарушение психики человека. Если при этом еще происходит нарушение равновесия между началами инь и ян, наносится ущерб жизненной ци, а также нарушаются функции органов и циркуляция меридианов, то создаются условия для возникновения заболеваний. В книге «Су вэнь» сказано: «Ярость ранит печень, радость ранит сердце, раздумья ранят селезенку, тоска ранит легкие, страх ранит почки». Психическое возбуждение наносит вред внутренним органам, нарушая циркуляцию ци, и наоборот, оно может возникать вследствие нарушения нормальных функций внутренних органов. В неблагоприятных случаях этот порочный круг должен быть разорван путем выбора правильного лечения.
Подытоживая данный раздел, можно сказать, что согласно воззрениям традиционной китайской медицины причина любой болезни состоит в повреждающем факторе (внешнем или внутреннем), характер которого имеет инь- или ян-начало.
Одной из основ патофизиологических представлений китайских врачей с древнейших времен был постулат об отражении патологических изменений во внутренних органах на поверхности тела человека. Это воззрение основывается на том главном представлении, что циркулирующая энергия ци движется от органа по меридиану к поверхности и по поверхности тела. Заболевание, возникшее в какой-либо части тела, обязательно сказывается на всем организме и на его коже.
Всякий патологический процесс у человека нами рассматривается как взаимное противоборство болезнетворного начала с защитными силами организма. Во время этого процесса происходит перерождение жизненной ци в возмущающую энергию, которая вносит в отношения между органами и системами организма хаос и беспорядок. Сбивается равновесие инь и ян, начинает преобладать одно из этих начал, нарушается свободная циркуляция ци по основным каналам.
Основной нозологической формой в китайской медицине является определение нарушения здоровья, которое по сложившейся в литературе традиции передают термином «синдром». Чтобы не вводить читателя в заблуждение, необходимо уточнить, что понятие «синдром» в китайской медицине не соответствует привычному для западной медицины термину. В последнем случае синдром означает комплекс или набор симптомов, типичных для определенного патологического состояния и объединенных одним патогенезом; реже им обозначают какую-либо самостоятельную нозологическую единицу (болезнь). Традиционная китайская медицина изучает и учитывает изменения только целостного организма, поэтому понятие «синдром» многозначно и включает представление:
- о причине и тяжести патологического процесса;
- о локализации процесса;
- о патогенном начале;
- о реакции защитных сил организма;
- об оценке общего состояния больного.
КЛАССИФИКАЦИЯ СИНДРОМОВ ЗАБОЛЕВАНИЙ В КИТАЙСКОЙ МЕДИЦИНЕ
С древних времен в китайской медицине все заболевания определяются по восьми категориям, объединенным в пары:
1) «наружное—внутреннее» — относится к оценке глубины и тяжести заболевания; в начале недуга возмущающая энергия ци локализуется на поверхности тела — на коже, в ее порах, в волосах, в поверхностных меридианах, тогда заболевание наружное — ян; при слабости защитной ци организма нарушение проникает по меридианам к плотным и полым органам, — заболевание становится внутренним — инь;
2) «холод—жар» — обозначает природу болезни, при этом холод — инь, жар — ян;
3) «пустота—полнота» характеризует силу вредоносных факторов и защитной ци организма, соотношение этих сил, при этом пустота — инь, полнота — ян;
4) «инь—як» определяет характер болезни.
Согласно древним философским основам, главным из этих принципов является принцип инь—ян.
Синдром инь возникает при ослаблении защитных сил организма из-за хронических болезней; проникшего внутрь патогенного начала, повредившего пять органов чжан; синдром инь, чаще всего, возникает в пожилом и старческом возрасте. При этом синдроме происходит ослабление функций внутренних органов; всегда имеет место пустота ян и полнота инь. Главными симптомами инь являются: боязнь холода без повышения температуры тела, холодные руки и ноги, укороченное дыхание, чувство постоянной усталости (не связанное с работой) и тому подобное.
Синдром ян возникает в тех случаях, когда внешнее болезнетворное начало сильно, но и защитные силы организма еще не ослаблены. Синдрому ян свойственны такие признаки: жар в теле с повышенной температурой, нервозность, сухость во рту, потребность в холодном питье, охлаждении головы, краснота глаз и щек и так далее. При этом всегда имеет место пустота инь-начала энергии ци и полнота ян.
Синдромы инь: внутренний, холода, пустоты; синдромы ян: наружный, жара, полноты. Ниже мы перечислим признаки этих основных синдромов.
Внутренний синдром: характеризуется проникновением болезнетворного начала внутрь и поражением внутренних органов; ему соответствует разнообразная симптоматика болезненных состояний внутренних органов, которая диагностируется по синдромам, свойственным патологическим процессам в органе; пульс нежный, слабый.
Синдром холода: бледное лицо, холодные кисти и стопы, отсутствие жажды, потребность в горячей пище, обильная прозрачная моча, жидкий кал, предпочтение теплу, боязнь холода; пульс глубокий, медленный.
Синдром пустоты: постоянная общая слабость и вялость, бледное лицо, раздражительная слабость, худоба, одышка, учащенные сокращения сердца, потливость, слабый голос, короткое дыхание; пульс тонкий, слабый.
Наружный синдром: лихорадка с высокой температурой, непереносимость ветра и холодной погоды, головная боль, боли во всем теле; пульс поверхностный.
Синдром жара: лицо розовое, горячие кисти и стопы, жажда, сухость во рту, скудное выделение темной или красной мочи, сухой и твердый кал или содержащий кровь понос; пульс поверхностный, быстрый.
Синдром полноты: возбуждение, учащенное дыхание, громкий голос, чувство тяжести в груди, вздутие живота и боли в животе, дискомфорт при нажатии и массировании больной области, боль при мочеиспускании, запор; пульс напряженный, полный, сильный.
Все восемь основных синдромов взаимосвязаны и неоднозначны, они представляют собой единое целое при диагностике болезненного состояния. При необходимости установления того или иного синдрома, например различия внутреннего или поверхностного синдромов, их нужно соотносить с синдромами холода и жара, пустоты и полноты (например, синдром поверхностного холода, поверхностного жара и тому подобное); также во взаимосвязи рассматриваются и другие из этих синдромов.
Каждая пара основных синдромов может превращаться в свою противоположность; поверхностный синдром — во внутренний, синдром пустоты — в синдром полноты и так далее. Еще нужно учитывать и ложные симптомы, которые могут появиться в критическую стадию болезни.
На каждой стадии болезни внутри каждой из противоположных пар синдромов может возникать связь или смещение симптомов. Болезненное состояние может быть выражено разнообразными симптомами, так как функции органов различны.
Исходя из оригинальной физиологии человеческого организма, китайская медицина главную цель лечения видела в нормальной и беспрепятственной циркуляции энергии ци. Восстановить нарушенную циркуляцию возможно, и для этого существуют многочисленные методики. Более опасным является истощение, недостаток энергии ци, которую восстановить значительно сложнее. Поэтому надо всемерно сохранять уровень ци и начинать лечение как можно раньше, пока не истощены защитная и наследственная ци организма человека и патологическое начало не проникло с поверхности тела во внутренние органы.
Одним из основных принципов лечения древней восточной медицины, кроме рассмотренных выше концепций инь—ян, у син и др., является правило бу—се, или буквально «прибавить—отнять». Термин «бу» в более полном смысле означает восполнить, возбудить, тонизировать; термин «се» — выпустить, тормозить, седатировать, успокаивать, рассеять. Исходя из принципа «лечение должно идти от противного», при ян-синдроме (полнота) следует проводить се — воздействовать успокаивающе, при инь-синдроме (пустота) необходимо бу — возбуждать. Поэтому при патологии, сопровождающейся понижением функции (недостаточностью энергии ци в меридиане), следует проводить бу, т. е. тонизировать, прибавить энергию, оказать возбуждающее действие. При патологии с повышенной функцией (избытке энергии ци в меридиане) нужно проводить се, т. е. рассеять энергию, оказать тормозящее действие. В западной литературе по китайской медицине эти два рода действия обозначаются терминами «возбуждение» и «торможение». Это основное правило применяется во всех методах лечения.
Большим преимуществом китайской медицины является синдромальная диагностика, которая позволяет легко и быстро определить необходимые методы лечения. В самой формулировке синдромов как бы заложены и пути лечения. Главные усилия врача должны быть направлены на помощь организму, на восстановление его защитных сил, — то есть на устранение причины болезни. Там, где защитная ци в достатке, патогенное начало изгоняется и не может повредить функциям органов. В первую очередь, это относится к синдромам пустоты.
При установлении характера синдрома ян для лечения надо привлекать инь, при характере инь — привлекать ян. Когда установлено, в каком меридиане образовалась пустота (недостаток) или полнота (избыток) энергии ци, согласно концепции у син можно установить пути приведения баланса ян и инь энергии в равновесие, переведения ци из меридиана с ее избытком в меридиан с недостатком ци. При этом надо учитывать подъемы и падения интенсивности энергии ци в меридианах разных органов в течение суток, а также месяца и года. Во всяком случае, можно воздействовать как прямо, так и косвенно. Например, можно прямо стимулировать (бу) или тормозить (се) необходимый меридиан в часы подъема или спада интенсивности энергии ци. В случае каких-либо затруднений использования прямого пути воздействия проводят бу (возбуждают) инь-меридиан в часы максимального подъема энергии ци, что ведет к се (подавлению) противоположного як-меридиана. Такими противостоящими по времени спадов и подъемов циркуляции ци меридианами являются следующие пары:
- инь-канал легких — ян-канал мочевого пузыря;
- инь-канал почек — ян-канал толстой кишки;
- инь-канал перикарда — ян-канал желудка;
- инь-канал печени — ян-канал тонкой кишки;
- инь-канал сердца — ян-канал желчного пузыря;
- инь-канал селезенки—поджелудочной железы — ян-канал трех обогревателей.
Ниже мы кратко рассмотрим основные методы лечения китайской медицины.
Лечение питанием. Болезнь рассматривалась древними врачами как процесс, возникающий в результате нарушения нормальных взаимосвязей как в самом организме, так и между организмом человека и природой. Одна из самых существенных связей человека с окружающим миром — это пища. С незапамятных времен врачи заметили, что оттого, насколько сбалансированно питание человека, зависит его здоровье. Лечение питанием, или диетотерапия, стала одним из древнейших методов исцеления. Это справедливо относится не только к китайской или восточной медицине, но и к европейской, так как известно утверждение ее основоположника древнегреческого врача Гиппократа: «Лекарство должно быть пищей, а пища — лекарством». Разумное отношение к выбору пищи, благожелательный настрой в процессах приготовления и потребления — залог профилактики заболеваний и успешного излечения при помощи пищи.
Цигун-терапия — китайская лечебная гимнастика, универсальный метод лечения, который позволяет человеку избавиться от многих болезней и достичь гармонии духа и тела. Эта гимнастика служит не только для защиты и охраны тела, но позволяет активизировать все внутренние ресурсы человеческого организма. С помощью медленных, плавных движений, концентрации внимания и определенных приемов дыхания осуществляется регуляция внешней и внутренней энергии ци и ее преобразование. В итоге происходит восстановление биоэнергетического потенциала человека и повышение энергоресурсов его организма.
Вакуум-терапия — древний метод лечения, доступный в применении, безопасный в эксплуатации и эффективный в лечении. Принцип вакуум-терапии основан на воздействии вакуумными банками различной величины и объема на биологически активные точки и зоны организма. Это повышает иммунитет, нормализует капиллярный кровоток, тканевое дыхание и способствует стимуляции выделительной системы. Широкое внедрение метода вакуум-терапии в лечебную практику и применение его в быту мы считаем доступным и экономически выгодным способом лечения, необходимым в наше время.
Один из эффективных лечебных методов, используемых в китайской медицине, — это специфический вид массажа — туйна, самый древний способ лечения руками. Он используется не только с профилактической целью предотвращения заболевания, но, главным образом, для оказания больным реанимационной помощи там, где медикаментозные средства бессильны. Этот метод массажа представляет собой механическое воздействие на организм человека, которое вызывает деформацию кожи и изменяет напряжение мышц. Занятия восточным массажем туйна учат перераспределять жизненную энергию, приводя в сбалансированное состояние инь и ян, увеличивают физические и интеллектуальные возможности человека. Этот метод прекрасно сочетается с другими видами китайской терапии.
Фитотерапия, как и другие древние методы лечения, опирается на основные теоретические положения китайской медицины. Интерес к травам и другому растительному лекарственному сырью возрос особенно в последнее время из-за развития побочного действия и аллергических реакций при использовании химиопрепаратов. При выборе конкретного рецепта для лечения тех или иных симптомов и синдромов болезней необходимо учитывать особенности и характеристику растения (теплота, холод, вкус, цвет), которые являются выражением иньского или янского характера: инь-болезни лечат ян-травами, ян-болезни — инь-растениями.
Один из древних китайских методов лечения — металлотерапия. Если иглорефлексотерапия достаточно давно известна и довольно широко применяется в России и Европе, то этот метод делает у нас первые шаги. Он приводит к восстановлению общего баланса энергии организма и исчезновению симптомов патологического процесса. Область стопы является наиболее эффективной зоной для лечения внутренних болезней и патологических состояний с помощью металлов. Аппликация металлов на стопу и на другие активные зоны тела может служить как самостоятельным методом лечения, так и великолепно дополнить другие приемы восточной медицины. Важным его преимуществом является сокращение объема медикаментозной терапии, что ведет к уменьшению побочных явлений. Это достигается за счет дешевых и нетрудоемких средств физического воздействия, не требующих сложного оборудования. Автор, имея опыт лечения пациентов с европейским менталитетом, рассматривает этот метод как универсальный.
Традиционная восточная рефлексотерапия является симптоматическим (синдромальным) методом, при котором лечение направлено, прежде всего, на нормализацию нарушенных функций заболевшего органа; при этом главным является обеспечение гармонии энергии в организме и стимуляция защитных сил.
Метод лечения заболеваний с использованием активных точек на меридианах называется акупунктура, или иглорефлексотерапия. Она, как немедикаментозный метод лечения, особенно показана больным с проявлениями аллергии и непереносимости лекарственных средств. Иглоукалывание нормализует функции нервной системы (как центральной, так и вегетативной): отмечается успокоение, нормализация тонуса и функций органов, обмена веществ (в том числе нормализация веса тела), повышение сопротивляемости организма к инфекционным и другим заболеваниям, а также приведение в норму функций других систем.
Иглоукалывание является методом, не имеющим прямых противопоказаний, однако древние врачи указывали на необходимость тщательного изучения локализации точек и их функций, умения определять состояние больного, правильно применять лечение. Недаром искусством иглоукалывания овладевали годами, и врач, обладающий им в совершенстве, считается великим врачом.
Возбуждение (тонизирование) как метод воздействия на точки соответствует слабому раздражению, а торможение (седатирование) — сильному. Каждый из этих методов воздействия имеет два варианта, соответствующие большей или меньшей силе раздражения. При первом варианте возбуждающего метода укол делают поверхностно (0,3—0,6 см), наносят его быстро, интенсивно, иглу извлекают через 0,5—2 мин. При втором варианте возбуждающего метода иглу вводят также поверхностно и без дополнительного раздражения, оставляют на 3—6 мин.
При первом варианте седативного метода укол глубокий с медленными вращательными движениями; предусмотренные ощущения должны нарастать постепенно с большой зоной иррадиации, иглу оставляют в тканях на 20—40 мин и более. При втором варианте седативного метода манипуляции иглой должны быть более мягкими, предусмотренные ощущения более слабыми, иглу оставляют в тканях на 10—20 мин. Однако эти рекомендации условны, поскольку одинаковое по силе раздражение может оказывать слишком сильные ощущения для одного пациента и слишком слабые для другого, — в зависимости от того, на какой характер болезни и на какого больного оказывается воздействие. К принципам древневосточной терапии также относятся лечение одной и той же болезни разными методами или разных болезней одним методом; лечение с учетом индивидуальных особенностей больного. Обязательным требованием был строго индивидуальный подход при назначении лечения.
В случаях оказания срочной медицинской помощи врач, в первую очередь, воздействует на внешние симптомы, а затем на причину болезни. В терапии хронических болезней сначала воздействуют на причину — орган с нарушенной функцией, а затем на внешние симптомы. Однако в период болезни, особенно хронической, внешние симптомы и причина могут переходить одна в другую (соответственно превращениям ян и инь), поэтому врач должен наблюдать за течением болезни, эффектом лечебных воздействий и выявлять возникающие противоречия болезни. Главным в терапии является необходимость регулирования энергий инь—ян. Так, при возникновении болезненного состояния (синдрома) ян следует для лечения «привлекать инь», а при синдроме инь — «привлекать як». Лечение выглядит так. При синдроме жара (ян-же), который наносит вред жидкости организма (инь-е), необходимо «подвергнуть жар охлаждению» , а при синдроме холода (инъ-ханъ), который наносит вред ян-ци, нужно «подвергнуть холод разогреванию», т.е. применить правило бу—се. При оценке влияния рефлексотерапии автор пришел к выводу, что главным в выборе эффективности способа воздействия является не выбор метода (массаж, прижигание, иглы), а точное определение нужных активных точек, которые являются своего рода преобразователями — «кодом», запускающим и организующим целый комплекс ответных реакций, направленных на обезболивание и восстановление функциональных систем организма. Раздражение же должно быть достаточным для воздействия на точки и зоны, но не чрезмерным, чтобы не вызвать перенапряжения и обратной реакции.
Следует иметь в виду, что при беременности из всех вышеперечисленных методов лечения можно использовать только фитотерапию, диетотерапию, металлотерапию и акупунктуру. Восточные лечебные гимнастики (например, цигун-терапию) следует использовать с большой осторожностью. В каждом конкретном случае необходима консультация специалиста.
Для полноты картины использования разных методов китайской медицины надо добавить, что прямыми противопоказаниями для их применения являются: острые лихорадочные заболевания неясной этиологии; алкогольное или наркотическое опьянение; острые инфекционные заболевания. Относительными противопоказаниями можно считать непринятие больным лечебной процедуры или отрицательное отношение к личности врача, а также грудной и старческий возрасты.
При любых методах лечения успех в большой степени зависит от контакта между врачом и больным, поскольку болезненные изменения (синдромы) происходят в самом пациенте, а врач оказывает воздействие лишь с «поверхности». В китайской медицине считается, что пациент не должен быть пассивным наблюдателем процесса своей болезни и стараний врача, но активно ему помогать, соблюдая его рекомендации и рациональный режим, правильно, то есть спокойно и рассудительно, реагируя на любые, иногда и тяжкие, проявления болезни, выказывая волю и стремление к выздоровлению.
Профилактика заболеваний всегда была основным направлением китайской медицины. На основе тысячелетнего опыта было установлено, что каждый человек имеет склонность к некоторым заболеваниям, определяемым в зависимости от времени его рождения, а в традиционных понятиях — от созвездия, под которым он родился. Это вовсе не значит, что у данного человека обязательно будут патологические процессы указанных в этой таблице систем или органов. Многовековыми наблюдениями была выявлена закономерность, позволяющая считать вышеприведенные органы «слабым звеном» в организме, в большей степени, чем другие, подверженным болезням.
Целостность подхода китайской медицины проявляется в стремлении воздействовать на организм человека наиболее комплексным способом, учитывая как можно большее количество связей. Важное принципиальное отличие в том, что современная научная медицина, исследуя и анализируя, выясняет глубинные нарушения обмена веществ, воспроизводства клеток, состояния тканей и органов, крови, лимфы. Обнаруженные патологические изменения врачи стараются исправить на том же уровне, на котором они были обнаружены: молекулярном, гормональном, тканевом, биохимических реакций, избытка или недостатка жизненно необходимых веществ и т. д.
В традиционной восточной медицине уровень воздействия совсем иной. Пользуясь образами и понятиями по большей части непривычными и даже считающимися ненаучными и несерьезными для современной европейской медицины, диагноз и лечение в восточной медицине характеризуются системным уровнем и целостным подходом. Лечение строится так, чтобы воздействие шло на многих уровнях: биохимическом, клеточном, тканевом, органном, организменном и душевном (психологическом).